«В историю мы открываем двери, ведь мы — не племя, мы — народ!»

«В историю мы открываем двери, ведь мы — не племя, мы — народ!»

Эти строки из стихотворения нашей землячки поэтессы Екатерины Ворониной стали лейтмотивом события, важность которого для истории и культуры целого народа трудно переоценить. 22 ноября в помещении Малиновского КДЦ прошло торжественное открытие экспериментального этноцентра кумандинской культуры «Эстей». Мечта, которую организаторы вынашивали в течение 3 лет, наконец-то обрела конкретные формы и содержание.

А действительно, откуда вдруг взялась сама идея организации этноцентра? Почему именно в Малиновском КДЦ? Есть ли аналоги такого рода «ячеек народной культуры» в других муниципальных образованиях края? Думается, что подобные вопросы вполне могли возникнуть у читателей «Восхода», которые интересуются этнографией района и края, кому не безразличны пути развития культуры больших и малых народов, наших с вами земляков. Постараемся еще до официальной церемонии получить на них ответы.

Как уже не раз подчеркивалось с различных трибун многочисленных мероприятий и рассказывалось в публикациях районной газеты, кумандинцы — единственный коренной народ Алтайского края, аборигены этих мест. Народ добрый, трудолюбивый, выносливый и гостеприимный, свято чтящий обычаи и традиции предков. Но только с 1993 года было решено официально внести кумандинцев в реестр коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Что же мешало сделать это гораздо раньше? Необходимы были многолетние, тщательные исследования специалистов, доказывающие историческую и культурную специфичность национального меньшинства, не имеющего не только официального наименования, но и территориально разбросанного по нескольким районам Алтайского края. Ведь в России проживает всего лишь 3 тысячи кумандинцев, а в крае — 1400 человек.

Первым ученым, обратившим внимание и всерьез занявшимся вопросами самоидентификации своего народа, стал наш земляк, доктор исторических наук Феофан Александрович Сатлаев, родившийся в 1932 году в поселке Егона. Портрет его занимает почетное место в экспозиции музейной комнаты нового этноцентра.

С 1993 года ведет отсчет своей деятельности кумандинская община в селе Красногорское. Именно ее первый председатель Зинаида Григорьевна Игнатьева была инициатором создания творческого коллектива для возрождения и сохранения культуры своего древнего народа. Художественным руководителем коллектива, в репертуаре которого звучали песни и частушки на русском и кумандинском языках, стал Анатолий Михайлович Александров. В 1999 году творческая группа получает название «Одычак» («Огонек») и становится настоящим пропагандистом фольклорных традиций своего народа, исполняя песни на мероприятиях районного, краевого уровня, а позднее и республиканского масштаба. Самодеятельный национальный коллектив с 2009 года постоянно участвует в краевом фестивале «Я горжусь тобой, Алтай!», с 2010 года традиционно представляет результаты деятельности и предметы художественно-прикладного искусства на выставке-ярмарке «Сокровище Севера», проходящем в рамках международного фестиваля коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. На Втором межрегиональном смотре-конкурсе этнокультурных центров этого региона, что состоялся в г. Улан-Удэ, одычаковцы вошли в десятку лучших, за что и получили свою высшую на сегодняшний день награду — диплом Министерства культуры РФ. Их выступления были отмечены на краевых и региональных форумах «Сельский туризм», фестивалях «В гостях у Шукшина», «Дни России на Бирюзовой Катуни» и «Единой семьей в Барнауле живем». В этом году художественный руководитель «Одычака» Айша Амирова в составе объединенного межрайонного коллектива посетила Республику Казахстан, где проходил Международный фестиваль «Астана аркау», а буквально недавно, в октябре, вся фольклорная группа побывала на 3-ем культурном форуме национальных меньшинств в г. Чите Забайкальского края. «Одычак» является туристическим объектом на медово-сырном маршруте «Золотого кольца Алтайского края». Еще одним достижением можно считать открытие мастерской — студии народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, таких, как вязание, шитье, изготовление амулетов и оберегов.

Полная версия материала № 147-149 от 14 декабря 2013 года.

Автор: Елена Пуртикас

Фото: из архива этноцентра «Эстей»

Восход

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверка комментариев включена. Прежде чем Ваши комментарии будут опубликованы пройдет какое-то время.