«Ходили мы походами в далёкие края…»
Большинству детей не составляет особого труда написать любимое школьное сочинение на тему «Как я провёл лето». Действительно, ни одни каникулы по продолжительности и насыщенности не могут соперничать с летними. Но для троих учеников 7-8 классов Усть-Кажинской средней школы – Мартыновой Жени, Важениной Даши и Нагайцева Алёши – это лето оказалось удивительно щедрым на такие события. Не успели ещё улечься разговоры и обмен впечатлениями от поездки в Манжерок, а 30 июля они с вещами и палатками вновь собрались в путь. На этот раз в Крутихинский район.
Что же позвало нас в дорогу?
Благодаря посредничеству учителя географии Красногорской средней школы Логиновой Е.И, наше творческое объединение «ЭКОС» получило приглашение на участие в работе Летней лесной школы. ЛЛШ – это образовательная экспедиция, в ходе которой руководители экологических объединений и школьники получают навыки, полезные для практической лесовосстановительной и природроохранной работы. Главной целью мероприятия является вовлечение детей в работу по изучению и охране дикой природы Алтая, сохранению биологического разнообразия растений и животных, ценных природных систем и объектов края. Организаторами являются Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество», Тигирекский заповедник и «Сибирский экологический центр». Для участия в работе ЛЛШ приглашались группы из Новосибирской и Томской областей. Когда я прочитала приглашение, сомнений не осталось – надо собирать группу и ехать, такая удача выпадает не часто.
Кто же войдёт в состав группы?
В нашем ТО «ЭКОС» занимаются учащиеся с 5 по 11 класс. Старшие уже хорошо зарекомендовали себя участием в различных конкурсах и олимпиадах. Но через год-два они покинут стены школы. Надо растить им достойную смену. Выбор мой был не случайным: Женя, Даша и Алёша занимались в секциях «Экология растений» и «Экология животных», принимали активное участие в школьных конкурсах и заочных олимпиадах. Все трое написали заявление на учёбу в Заочной экологической школе при Алтайском детском экологическом центре, и эта поездка должна была сориенировать их в направлении работы, показать на практике применение экологических знаний.
Кто же оказал нам поддержку?
Несмотря на скептические высказывания некоторых серьёзных людей по вопросу «Зачем и кому всё это надо?», многие отнеслись к нашей затее с пониманием. Спасибо родителям и близким родственникам учеников, которые поддержали нас не только морально, но и материально. А ведь найти такую сумму для сельской семьи не всегда просто. Логинова Е.И. помогла получить из районного Дома творчества палатку и туристические коврики. Не словом, а делом откликнулся на нашу просьбу о поддержке гл. лесничий Песоцкий С.В. — выделил машину, на которой без проблем со всем своим скарбом добрались до Барнаула точно к сроку. Заботу всех этих людей мы и постарались оправдать.
Единомышленники — одна большая семья
Таким выражением кратко можно охарактеризовать тот дух, который
царил в ЛЛШ-2011. Когда у ж/д вокзала Барнаула собралось более 40
человек, то оказалось, что нас, «новичков», не так много. Большинство
руководителей и детей уже ездили в такие экспедиции по 3-4 раза и
встретились теперь, как старые, добрые друзья. С некоторыми и я уже была
знакома то по участию в краевой олимпиаде, то по слёту школьных
лесничеств – мир тесен. И вот в 2 часа дня, растолкав вещи по багажникам
и салону большого автобуса, мы отправляемся в путь — на северо-запад
края, через г. Камень-на-Оби в с. Волчно-Бурлинское, что в 80 км от
Новосибирской области. Именно там, на площади в 25 тыс. га расположился
Алеусский государственный заказник. Более 4 часов пути — и мы у цели.
Нас встречают. Высаживаемся и с вещами топаем по дороге через сосновый
лес вдоль берега озера к месту стоянки. К нашему приезду хозгруппа уже
обустроила будущий быт: возвели полевую кухню и столовую под тентом,
соорудили санитарную зону, поставили несколько больших палаток. А через
час на песчаной гриве без привычного нам пышного травостоя, среди
стройных сосен вырос уже целый палаточный городок – наше временное
пристанище на 9 дней.
Калейдоскоп событий, интересных встреч и впечатлений
Следующим утром 31 июля нас закрутил круговорот дел. Подъём в 8.30
утра (каникулы у детей, пусть поспят подольше), зарядка, завтрак,
«большой круг» — распорядок дня и «далее по списку…». Каждый день
организаторами был расписан буквально по минутам ещё задолго до поездки.
Благодаря этому большая разновозрастная гвардия — более 120 человек,
работала, как единый организм. Было создано 5 детских отрядов под
руководством молодых, энергичных вожатых, многие из которых сами ранее
были участниками ЛЛШ – ни одного случайного человека. Кроме этого, отряд
делился на 3 группы по интересам: исследователи, практики и
экологи-просветители. Занятия в них велись отдельно, но через час,
согласно графику, группы менялись местами. Так что до обеда каждый
получал знания под руководством опытных специалистов: основы наблюдений в
природе за растениями и животными, особенности работы с населением
разных возрастов, правила устройства гнездовий для различных птиц.
После обеда нас ожидали мастер-классы по интересам: закладка
гербария, фотографирование природных объектов, изготовление поделок из
природного материала, строительство гнездовий, оформление красочных
аншлагов для заказника, составление сценария экологического мероприятия,
туризм (экипировка, вязание узлов, переправа), правила работы с
GPS-навигатором, обработка полученных материалов исследований и многое
другое. Охватить всё сразу одному человеку не под силу – столько всего
интересного и нужного.
А какие замечательные люди вели эти
занятия! Это действительно мастера своего дела: преподаватели и
аспиранты вузов, активисты экологического движения из Сибэкоцентра,
местный егерь, волонтёры, тратившие свои очередные отпуска на
действенные акции помощи природе – увлечённые люди, посвятившие свою
жизнь не «говорильне», а действиям. Перед нами выступала руководитель
отдела Гербария института им. Вавилова из С.-Петербурга, которая была в
Крутихинском районе в экспедиции по поиску местных, старых сортов
растений. Учитель технологии соседней Маловолчанской школы буквально
заворожил всех своим умением резьбы по дереву и с удовольствием делился
секретами этого мастерства. Учитель географии местной школы Ягунов М.Г.
поведал нам об истории своего села. Он сам является автором книг
«География Крутихинского района» и «География с. Волчно-Бурлинского», по
которым местные ребятишки познают природу своей малой родины.
Мы, преподаватели, тоже не остались в стороне. Из наших рядов был
сформирован 6-й, который наравне со всеми посещал занятия (и для детей, и
специальные), участвовал в общих культурно-массовых мероприятиях,
дежурил по кухне и т.п. Это помогло нам не только обменяться опытом
природоохранной работы, освежить и пополнить свои знания, но и
подружиться, вспомнить своё пионерско-комсомольское время, получить
заряд доброй энергии. А эта энергия прямо витала в воздухе, ею пропитано
было всё кругом. Исходила она от наших организаторов: руководителя
Геблеровского экологического общества, орнитолога Грибкова Алексея,
сотрудника Тигирекского заповедника Пожидаевой Людмилы, преподавателя —
биолога Дубынина Александра. Своим боевым задором поддерживали нас
специалисты Сибэкоцентра Юля и Галима. Учили искусству общения с людьми в
разных ситуациях, в том числе и с позиции Закона, Никулкин Виктор и
Книжник Женя. Неистощимы на выдумки были неподражаемые отрядные вожатые,
с которыми жаль было расставаться не только детям, но и нам, взрослым.
Даже сама природа этого удивительного места способствовала душевному
подъёму: живописное озеро Большое, заповедный лес с обилием брусники,
крики цапель и чаек поутру. А главное – чувство приобщения к большому
делу — охране природы родного края. Ничто не могло помешать этому: ни
дальняя дорога, ни ежедневный дождь. Кульминацией всего происходящего
стали Научно-практическая конференция учащихся по итогам
исследовательской деятельности, выступление агитбригады для местного
населения и «посвящение в хранители леса». Воспитанники нашего ТО «ЭКОС»
выглядели достойно: охотно посещали все занятия, выступали с докладами
на конференции, участвовали в агитбригаде, рисовали аншлаги для
заказника. Опыт нашей работы по систематическому изучению экологии во
внеурочное время, а также создание «Красной тетради» редких и исчезающих
видов растений окрестностей с. Усть-Кажи и пос. им. Фрунзе вызвал живой
интерес коллег. А моё стихотворение, написанное там и прозвучавшее на
закрытии, получило массу аплодисментов, было многократно переписано
участниками.
Вместо эпилога
7 августа
мы прощались с Алеусским заказником, гостеприимными крутихинцами, нашими
единомышленниками из Новосибирска и Томска, организаторами и вожатыми,
обменивались телефонами и адресами. Дети обещали друг другу встретиться в
следующем году обязательно. Но для этого нужно много и ответственно
работать, выполняя задания, зарабатывая баллы – теперь путь в ЛЛШ для
них на конкурсной основе. Не знаю, как это у нас получится, но желание
есть.
Понравилась ли детям эта поездка? Об этом я могу судить по
одному эпизоду. Машина, въезжая в наше село, сделала крутой разворот.
Мои спутники удивились и спросили: «Куда это мы?». Я ответила:
«Возвращаемся обратно». Дети, не сговариваясь, почти в один голос мне в
ответ: «Мы согласны!». Восьмиклассница Женя, как более старшая и
рассудительная, добавила: «Только палатки подсушим и сухие вещи
возьмём».
Летняя лесная школа-2011
Волчно-Бурлинское. Летняя школа
Снова встречает друзей –
Леса хранителей – шумных, весёлых.
В гости нас ждёт Берендей.
Где он живёт? В сосняке-беломошнике?
В зарослях трепетных ив?
Вот мухоморы в красивых кокошниках.
Может быть, спросим у них?
Или у коршуна? Он же над озером
Вновь совершает круги –
Чаек крикливых, чьи крылышки в проседи
Гонит вдоль кромки воды.
Видишь, тропинка, чуть глазу заметная,
Вьётся меж стройных стволов?
Значит, открыта калитка заветная.
Входим под сказочный кров.
Лес нас манит в изумрудную горницу
С мягким покровом из мха,
Криком далёким испуганной горлицы,
Звонкою песней дрозда.
Он, словно храм с вековыми колоннами
Сосен в кольчуге коры.
Пусть перед ними, как перед иконами,
Сложит народ топоры.
«Дума благая, но как это выполнить?» —
Голос тревоги звучит.
Школа лесная у Волчно-Бурлинского,
Этому нас научи!
Автор: Елена Пуртикас
Фото: Елена Пуртикас